Проект «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный (ноябрь, апрель)
Проблема: экология города, попытка решить «проблему мусора»
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
1. Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором загородных территорий и водоемов вблизи крупных городов. Основным источником мусора становятся отдыхающие на природе люди. Реальным способом борьбы с мусором является привлечение внимания к проблеме и пропаганда ответственного поведения на природе.
Ежедневно во время прогулки дошкольники помогают в уборке территории детского сада, утром и вечером по пути в детский сад и домой у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “проблему мусора”, был разработан проект «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!» и приурочен к 15 ноября, когда отмечается Всемирный день рециклинга, или Всемирный день вторичной переработки.
2. Цель проекта:
Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)
Задачи проекта:
- Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
- Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
- Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
- Развивать экологическую культуру
3. Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
- Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
- Составление перспективного плана деятельности по проекту «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!» по формированию экологического образования;
- Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
2 этап - организационный
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
- Провести беседы с просмотром презентации экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
- Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
- Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
- Создать презентацию: «Материалы и проблемы загрязнения окружающей среды бытовым мусором»;
- Подготовка родителей к работе;
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.
Перспективный план реализации проекта «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!» | |||
месяц | мероприятие | участники | комментарий |
о я б р ь |
Презентация «Материалы и проблемы загрязнения окружающей среды бытовым мусором» | Воспитатель, дети |
|
Опыт «изготовление новой бумаги» | Воспитатель, дети |
Цель: Опытным путем показать способ переработки бумажных отходов 1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает. 2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. 3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое. 4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать. |
|
Конкурс «Новая жизнь ненужных вещей» | Воспитатель, родители и дети | Работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала детьми дома с родителями | |
Анкетирование родителей | Воспитатель, родители и дети | Анкета (в приложении 1), результаты анкетирования опубликовать на сайте кружка. | |
Рисование «Мы природу бережем, мусор уберем» | Воспитатель, дети | Организация выставки детских рисунков на стенде группы. | |
Экспериментальная деятельность «Мусор в земле» | Воспитатель, дети |
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения. |
|
Беседы, игры и наблюдения | Воспитатель, родители и дети |
Наблюдения и экологические экскурсии по улицам города, вблизи детского сада (с родителями по пути в детский сад и обратном пути домой; с воспитателем и родителями на прогулке); Познавательное чтение. Экологические, подвижные, дидактические игры (Приложение 2) |
|
п р е л ь |
Экспериментальная деятельность «Мусор в земле» | Воспитатель, дети |
Выкопать мусор, захороненный в ноябре и проверить состояние материалов. Отметить результат воздействия на них осадков и воздуха. Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды. |
Круглый стол «Наши результаты» | Воспитатель, дети |
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов – круглый стол «Наши результаты».
Ожидаемые результаты:
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы
- благоустройство и украшение группы в детском саду с использованием «бытовых отходов»
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.