Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Проект «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!»

Проект «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети, воспитатель, родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный (ноябрь, апрель)

Проблема: экология города, попытка решить «проблему мусора»

Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?


 1. Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором загородных территорий и водоемов вблизи крупных городов. Основным источником мусора становятся отдыхающие на природе люди. Реальным способом борьбы с мусором является привлечение внимания к проблеме и пропаганда ответственного поведения на природе.

Ежедневно во время прогулки дошкольники помогают в уборке территории детского сада, утром и вечером по пути в детский сад и домой у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “проблему мусора”, был разработан проект «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!» и приурочен к 15 ноября, когда отмечается Всемирный день рециклинга, или Всемирный день вторичной переработки.


 2. Цель проекта:

Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Задачи проекта:

  • Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
  • Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
  • Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
  • Развивать экологическую культуру

 3. Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

  • Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
  • Составление перспективного плана деятельности по проекту «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!» по формированию экологического образования;
  • Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

2 этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

  • Провести беседы с просмотром презентации экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
  • Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
  • Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
  • Создать презентацию: «Материалы и проблемы загрязнения окружающей среды бытовым мусором»;
  • Подготовка родителей к работе;

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности.

 
Перспективный план реализации проекта «Петербург - наш дом, мы не мусорим в нем!»
месяц мероприятие участники комментарий

   
н

о

я

б

р

ь

Презентация «Материалы и проблемы загрязнения окружающей среды бытовым мусором» Воспитатель, дети
  1. Ознакомление со свойствами бумаги
  2. Ознакомление со свойствами пластмассы
  3. Ознакомление со свойствами металлических предметов
  4. Ознакомление со свойствами резины
  5. Ознакомление со свойствами стекла
  6. Бытовой мусор и его вред
Опыт «изготовление новой бумаги» Воспитатель, дети

Цель: Опытным путем показать способ переработки бумажных отходов

1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Конкурс «Новая жизнь ненужных вещей» Воспитатель, родители и дети Работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала детьми дома с родителями
Анкетирование родителей Воспитатель, родители и дети Анкета (в приложении 1), результаты анкетирования опубликовать на сайте кружка.
Рисование «Мы природу бережем, мусор уберем» Воспитатель, дети Организация выставки детских рисунков на стенде группы.
Экспериментальная деятельность «Мусор в земле» Воспитатель, дети

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Беседы, игры и наблюдения Воспитатель, родители и дети

Наблюдения и экологические экскурсии по улицам города, вблизи детского сада (с родителями по пути в детский сад и обратном пути домой; с воспитателем и родителями на прогулке);

Познавательное чтение.

Экологические, подвижные, дидактические игры

(Приложение 2)

а

п

р

е

л

ь

Экспериментальная деятельность «Мусор в земле» Воспитатель, дети

Выкопать мусор, захороненный в ноябре и проверить состояние материалов. Отметить результат воздействия на них осадков и воздуха.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Круглый стол «Наши результаты» Воспитатель, дети  

 

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов – круглый стол «Наши результаты».

Ожидаемые результаты:

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы

- благоустройство и украшение группы в детском саду с использованием «бытовых отходов»

-  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.