«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Кружок «Экологический» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Экологический» призвана решать следующие задачи:
- Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.
- Систематизировать представления о временах года и частях суток.
- Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
- Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке — многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.
- Обогащать представления детей о потребностях конкретных растений, животных и людей в условиях среды, о различных средах обитания и их основных факторах (климатические зоны).
- Дать представление о росте и развитии живых существ.
- Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.
- Расширять знания детей о природе с учетом их интересов, в доступной форме знакомить с космосом, звездами, луной, солнцем.
- Воспитывать элементы экологического сознания — о роли человека в природе — о сохранении и охране природы, о правилах поведения в ней.
- Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.
- Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр;
- загадывание загадок;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.